Татьяна Галыгина: «Когда улыбается ребенок — счастлив врач»

Татьяна Геннадьевна Галыгина живет в Ульяновске. Она — детский стоматолог. Долгое время она работает не только с обычными детьми, но и с теми, у кого есть инвалидность. Как у каждого человека, влюбленного в свое дело, у нее есть свои профессиональные «секреты», которыми она согласилась поделиться с нами. Разговор наш получился познавательным и хотелось все время улыбаться, наверное, потому что «от улыбки станет всем светлей».

— Татьяна Геннадьевна,в первую очередь,  хотелось бы узнать, как вы пришли к профессии стоматолога?

— Мне всегда хотелось стать учителем, это моя мечта с детства: взять классное руководство, быть ближе к детям, подросткам, родителям. Мне  нравилась эта среда. У меня было много идей,  мыслей, проектов в голове с самого юного возраста. Я представляла то,  как бы я занималась с детьми, проводила с ними время, слушала их истории на переменах, как бы со мной советовались девочки и мальчики, какие тёплые отношения у меня были бы с детьми и родителями. Так сложилось, что мой папа, значимый и любимый человек в моей жизни, посоветовал мне стать стоматологом. В институте я поняла,что профессия врача мне нравится. Но когда у меня встал выбор, какую узкую специальность выбрать в стоматологии, тут я, несомненно, выбрала детскую стоматологию.

Т.Г. Галыгина проводит мастер — класс для участников ХVIII Международного фестиваля семейного медийного творчества «Подсолнух».

Можно сказать, что моя мечта сбылась: я ближе к детям и подросткам. У меня тёплые отношения с детьми и родителями. У меня интересные беседы с девочками и мальчиками, я что-то организовываю, воплощаю свои идеи, занимаюсь руководством, пускай и не классным, но мне всё нравится, моя мечта сбылась!

А какое, по-вашему мнению, главное качество  стоматолога?

-Первое, что приходит и откликается –человечность, душевность. Стоматолог — узкий специалист, при встрече с которым и у детей, и у взрослых всегда  присутствует страх. Стоматолог, в первую очередь, должен понимать людей, которые приходят к нему, понимать боли людей очень важно для врача-стоматолога. Полость рта – очень личное пространство. Врач-стоматолог — специалист, который особенно близко приближается  к личным границам человека. Здесь важное качество–деликатность, аккуратность, корректность, осторожность. Именно это, на мой взгляд, необходимо для врача-стоматолога.

«Лечить зубы не страшно!», — считает Кирилл Мбенга.

Расскажите о вашем самом первом пациенте. Что вы почувствовали после приёма?

-Люблю вопросы про чувства. Это было невероятное чувство, хотя, по сути, оно у меня по сей день. Но вот это первое чувство ликования, радости, восторга, когда каждая клеточка пропитывается каким-то: «Ура!» Такое внутреннее глубокое признание самой себе: «Да, это точно твоё, ты на своём месте, наслаждайся! » Я сейчас рассказываю  и вновь испытываю это чувство.

Когда приходят пациенты со сложными случаями, когда берёшь какой-то новый случай, труднее которого у тебя ещё не было, — такие встречи воспринимаются, как первый пациент. И сейчас приходит такой пациент, с которым испытываю чувство ликования, радости, которое охватывает жизнь внутри тебя в каждой клеточке: «Получилось! Мы это сделали, вместе мы – команда: врач, ребёнок-пациент и родитель.» Рассказываю и улыбаюсь, какая замечательная у меня профессия.

-Татьяна Геннадьевна, как Вы думаете, почему детям страшно заходить к стоматологу?

-У каждого человека много индивидуальных страхов. Самый первый, если мы исключаем негативный опыт в прошлом, это страх неизвестности. Ребёнок не знает, что его ждёт, все страхи от незнания: он не понимает, почему такие звуки в кабинете, почему такие странные специфические запахи. Страх непонимания, от того, что тебя ждёт, что с тобой будет происходить, что с тобой будут делать, к чему готовиться. Фантазия берёт верх, от этого самый ужасный страх. Плюсом ко всему–страх от неприятных рассказов, возможно, негативный опыт сверстников, других детей. Возможно, родители несколько не так преподносят информацию, даже пытаясь объяснить ребёнку, успокоить его. Возможно, они употребляют немного не те подходящие слова, которые надо сказать ребёнку и обрисовать всю картину приёма.

Из личного примера. Ребёнок говорит, что боится лечить зубы. Я всегда задаю вопрос: чего именно боится ребёнок. Малыш отвечает, что боится «той штуки», так вот, это не страх » той штуки», а страх того, что эта штука может с тобой сделать. Я спрашиваю: «Ты боишься, что она тебя пощекотит? » Ребёнок говорит: «Я боюсь боли». Тогда это уже  другой страх, не страх стоматолога, не страх инструментов, это страх боли,  с ним обязательно нужно работать и объяснять ребёнку, что боли не будет.

Доктор и пациент — одна команда!

-Я знаю, что вы работаете с разными детьми, с какими чаще, здоровыми или особенными?

-Одинаково работаю, как с детьми с особенностями в развитии разного спектра, так и с нормотипичными детьми, в процентном соотношении одинаково. К мне приходят дети с нарушениями слуха, с нарушением речи, с расстройствами аутистического спектра, ДЦП, с задержками в развитии.

Есть ли у вас какая-то особая методика работы с такими детьми? Если да, то расскажите.

-Конечно, есть особая методика работы с такими детками, я её применяю. Кроме разработанного шаблона нужен индивидуальный подход. Интуитивно я чувствую каждого ребёнка. Несмотря на одинаковый диагноз, одинаковую особенность развития, каждый ребёнок индивидуален. Я смело пользуюсь помощью родителей, спрашиваю, какая индивидуальная особенность есть у ребёнка, что есть такого, на что стоит обратить внимание, что вы можете обозначить для врача, как в помощь, или как в предупреждение. Кто-то боится яркого света, кто-то резких движений, кто-то шумов, кому-то ни в коем случае нельзя поднимать и опускать стоматологическое кресло.

Методика очень большая и подробная, сейчас выделю основное в помощь родителям. Для начала надо быть готовым к тому, что ребёнку с особенностями развития, возможно, понадобится большее количество приёмов и визитов к врачу.

Первым делом нужно прийти в поликлинику и познакомить ребёнка с пространством, с холлом, с коридором, стенами. Ребёнок побыл в этом пространстве, этого достаточно для первого этапа. В следующий раз, зайти в кабинет, врач покажет инструменты, познакомится с ребёнком. Потом возможно провести чистку зубов. И только потом приступать к лечению, это было бы самым идеальным подходом.

Также рекомендую родителям заранее на сайте посмотреть пространство поликлиники, познакомиться с врачом ещё по фотографии, показать ребёнку как выглядит доктор, чтобы ребёнок знал, куда и кому он идёт.

Если врач не спрашивает об индивидуальных особенностях, родителям стоит самим сказать о них, рассказать про любимого героя ребёнка, любимый мультфильм, образ, возможно, запах, вкус, цвет. С такими детьми я выбираю тон, речь и даже количество повторов фраз. Например, несколько раз я повторю: «Сейчас мы возьмём зеркало, всё хорошо, ты в безопасности». Важно несколько раз повторять одну и ту же фразу. Тон должен быть уверенный, наставнический, но добрый. Добро должно излучаться из области сердца и груди. Не подойдёт смех, «сюсюканье», улыбки, важно действовать и дать время ребёнку. Каждое действие, несмотря на быстрый подход, не должно быть резким, оно должно быть уверенное, но плавное.

Индивидуальный подход стоматолога очень кропотливая работа. А что должны делать родители перед походом детей к стоматологу?

-Ребёнок должен посещать стоматолога каждые три месяца, взрослый каждые шесть. Важно соблюдать именно эти сроки, так как для ребёнка необходимы визиты к доктору с целью профилактических осмотров. Настрой родителя для похода с детьми к стоматологу должен быть такой: «Мы идём в гости к старому доброму другу – врачу-стоматологу». Не нужно запугивать. Когда ребёнок идёт в гости к друзьям, родственникам, он не испытывает страха. Я желаю вам, чтобы стоматолог стал вашим другом, к которому вы ходите с удовольствием.

Т.Г. Галыгина с актером Алексеем Ясуловичем.

Стоматолог– прямая ассоциация с улыбкой. А что вызывает улыбку у вас?

-Я улыбаюсь, когда на приёме чувствую дружескую атмосферу. Улыбаюсь, когда смеется ребёнок, когда он сам хочет меня обнять, сам спрыгивает с кресла и тянется ко мне. Улыбаюсь, когда сердце мамочки улыбается. Это очень глубокая улыбка. Она не просто на лице, она во всём теле. Я улыбаюсь, когда смогла по-настоящему помочь, когда это чувствую сама. Улыбаюсь, когда дети рассказывают смешные рассказы, какие-то секреты из семейного вечера, какие-то истории про своих питомцев, истории из детского сада. Улыбаюсь, когда дарят мне рисунки и на них какая-то «смешная фея». Улыбаюсь, когда вижу, что дети верят в чудеса и я верю вместе с ними.

Т.Г. Галыгина вместе с вологодской сказочницей Катей Куваевой и ее дочкой Стешей.

-Татьяна Геннадьевна, какая у вас сейчас мечта?

-Моя мечта очень-очень большая, но я действительно об этом думаю. Я мечтаю о доступной медицине для каждого,  о доступной записи к врачу, высоком качестве помощи, о взаимопонимании между врачами и пациентами. Мечтаю о том, чтобы был мир, в первую очередь, мир в душе каждого человека. Я верю, что возможен такой тёплый, добрый, большой мир на этой планете тогда, когда поселится мир в душе каждого человека. Мечтаю, чтобы люди были здоровы и счастливы. Я точно знаю–чем больше вокруг меня счастливых людей, тем больше счастлива я.

Диана Мамонтова

Добавить комментарий

Комментарии


Наши партнеры